Интернет-издание в большей степени, чем газета, должно строго придерживаться разработанного графического модуля, поскольку этот процесс автоматизирован. Практически контроль внешнего вида сетевого издания сводится к манипулированию вниманием читателя путем перемещения новостей (по определенной схеме) с одного места на другое, добавлением и заменой в течение дня иллюстраций к текстам и заменой самих текстов, использованием привлекающих заголовков и анонсов.
Более подробно сходство и различие функций служб выпуска в сетевых и “бумажных” СМИ мы рассматривали на примере интернет-СМИ Gazeta.ru. [Раскладкина М.К., 2002; Раскладкина М.К., 2003].
Столь подробное обращение к технологическому процессу связано в первую очередь с упоминаемыми выше различиями в восприятии информации с бумажного и электронного носителя.
Якоб Нильсен, специалист по интернет-эргономике (webusability), пишет в своей работе “Как пользователи читают веб-страницы”: “Они не читают их. Люди редко внимательно читают веб-страницы. Вместо этого они просматривают страницу, выхватывая из нее отдельные слова и предложения. <…>
Следовательно, текст веб-страниц должен быть пригоден для быстрого просмотра. Добиться этого помогут следующие приемы:
Причины того, что пользователи не читают, а просматривают текст в интернете, состоят не только в том, что с экрана читать труднее, чем с бумаги, но и в том, что информация структурирована по принципу гипертекста, линейность восприятия нарушена, а объем доступной информации огромен.
Эти различия столь велики, что требуют совершенно иного подхода ко всем аспектам журналистского творчества в интернете. И главный вывод: информация, подготовленная для традиционного издания, не может быть автоматически размещена в сетевом.